РУ БЕ EN

Ранняя комплексная помощь

Зачем читать детям книги? Консультация для родителей детей раннего возраста

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе детской, самое главное содержание.
Книги детям следует покупать яркие и с множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребёнку захотелось дослушать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие.
Для того чтобы ребёнок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться, именно семейное чтение очень значимо для благополучного развития ребёнка. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас  во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Но они не заменяют книгу. Почему? В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при  прочтении книги существует возможность привнесения собственной индивидуальности.
Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребёнка и родителя, которая теряется, когда ребёнка оставляют одного для просмотра мультфильма. Совместное чтение - это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей.
Чтобы дети росли психически здоровыми, им необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется полностью и он его не делит ни с приготовлением ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей. И совместное чтение даёт такую возможность. И это особое общение. Оно отличается от обычного тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребёнка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни.  С другой стороны это общение на темы, важные для самого ребёнка.
Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать, а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.
Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки.
 
Какие ещё значимые аспекты развития ребёнка затрагиваются в процессе совместного чтения?
 
- Удовлетворение потребности в безопасности
 
Когда ребёнок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создаётся ощущения близости, защищённости и безопасности. Создаётся единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
 
- Чувство ценности и значимости своего « Я» и своих интересов
 
Когда родители читают то, что интересно ребёнку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребёнка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные для них люди – родители.)
 
- Формирование ценностей
 
Книга влияет на нравственные идеалы ребёнка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребёнка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребёнок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребёнка.
 
- Отреагирование значимых переживаний
 
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребёнка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребёнок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Именно поэтому родители должны много раз перечитывать какой то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребёнок ещё и ещё раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
 
- Обучение новым или необходимым моделям поведения
 
Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
 
Какая литература интересна детям раннего возраста
Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения – стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучше всего соответствуют  потребностям малышей, потому как являются удачным сочетанием ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги.
 
 Советы для родителей:
 
 - чаще говорите о ценности книги;
 - воспитывайте бережное отношение к книге;
 - покупайте яркие книги по оформлению и интересные по содержанию;
 - радуйтесь успехам ребёнка, а на ошибки не заостряйте внимание;
 - чаще устраивайте семейные чтения.
 
Совместным чтением вы открываете для своего ребёнка интересный и красочный литературный мир.
  Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребёнку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.
свернуть

Основные правила для родителей на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Основные правила для родителей

при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики детей раннего возраста:

 

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок;
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей и пальцев рук;
  • Упражнения должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его физического развития;
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным;
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения;
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить его за успехи;
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком;
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если ребенок уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

 

Практические рекомендации для родителей

 

«С пуговками играем – моторику развиваем»

Уважаемые родители!

 Развивать мелкую моторику необходимо всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью. Для этого проводятся специальные упражнения и игры. Однако не всегда ребенка можно заинтересовать специальными упражнениями, должно развивать моторику детей нетрадиционными играми и упражнениями. Предлагаю Вам поиграть со своим ребенком с пуговицами.

 В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены. Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр. Пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.

Игры с пуговицами помогут развить вашему ребенку:

- мелкую моторику и тактильное восприятие;

- сенсорное восприятие (величина, форма, цвет);

- точность, внимание;

- художественный вкус и творческое начало.

 

 

Что же можно предложить ребенку?

- можно проталкивать пуговицы в баночки с прорезями (копилки);

- раскладывать по ячейкам от коробки из-под конфет;

- можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т. д. и предложите ребенку выложить пуговицами рисунок.

- можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц, выкладывать разнообразные сюжеты.

- со старшими детьми можно использовать пуговицы для выкладывания букв, закрепить математические понятия: счет, цвет, величину.

- можно предложить старшему ребенку самостоятельно пришить пуговицу.

- для совсем маленьких пуговки можно пришить крепкими нитками к куску материи или к маленькой подушечке, пусть перебирают, работают пальчиками.

Занимаясь с ребенком, используйте творчество. Используя пуговицы, расскажите сказку, можно придумать ее по ходу игры, прочитайте стихотворение. Это еще больше увлечет ребенка.

 

 Примерные игры с пуговицами:

 

«Прикрепи солнышку лучики»

 Вам понадобятся пуговицы желтого цвета. Вырезав из картона желтый круг, скажите ребенку, что это солнышко. У солнышка нет лучиков. Предложите ребенку выложить лучики из пуговиц. Можно использовать четверостишие:

 

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладоши –

Очень рады солнышку!

«Соберем букет»

 

Для этой игры можно использовать разноцветные пуговицы. На картоне зеленого цвета нарисуйте контуры цветов. Предложите ребенку выложить контуры разноцветными пуговичками – у вас получиться красивый разноцветный луг:

 

На лугу-лужочке выросли цветочки.

Вот такие, вот такие выросли цветочки!

На лугу-лужочке соберем цветочки.

Вот такие, вот такие соберем цветочки!

 

 

«Капельки дождя»

 Для этой игры подготовьте пуговицы синего цвета. Из синего картона вырезаем тучку. Говорим ребенку, что из тучки капает дождик. Выкладываем пуговицы и приговариваем при этом: кап - кап - кап! Затем предлагаем ребенку самому выложить капельки. Можно использовать стихотворение:

 

По просёлочной дороге

Дождик топал длинноногий.

Барабанил и хлестал: кап, кап, кап!

А потом пошёл он тише,

Потому-что он устал:

Кап, кап, кап... и перестал.

 

«Сажаем огород»

Берем лист картона коричневого цвета – это будет ваш «огород». На картон приклеиваем в ряд белые кружочки (можно другого цвета) – это лунки, в которые нужно посадить «семена». Предлагаете ребенку посадить огород – заполнить лунки семенами-пуговицами. Красные пуговицы – сажаем помидоры, зеленые – огурцы и т.д.

 

Заинька серенький

Сеял огород.

Будет у заиньки

Урожайный год.

Сочная капуста,

Сладкая морковь,

Огурцы на грядке,

Лук и помидор.

 

«Наряжаем елочку»

Из картона зеленого цвета вырезаем контур елки. Объясняем ребенку, что скоро наступит Новый год, и предлагаем к празднику украсить елочку разноцветными шариками. Берете пуговицы разные по цвету, величине и выкладываете по всей поверхности елочки.

 

Елку мы одну не бросим,

Не дадим в лесу скучать –

В гости к нам ее попросим,

Будем елку наряжать!

Много есть у нас игрушек

Разноцветных, самых разных,

Шариков, бантов, хлопушек

Синих, золотых и красных.

свернуть

Взаимосвязь мелкой моторики и психических процессов детей раннего возраста

С давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Сначала мама и близкие согревают руки малыша, делают легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). Подрастая ребенок  участвует в играх со  взрослыми,  мама или бабушка играют с пальчиками малыша, приговаривая при этом пестушки, потешки   «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирают полотен-цем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.   Корни таких действий, игр-упражнений лежат в народной педагогике.  Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

    Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, психическими процессами: вниманием, памятью и восприятием ребенка, речью ребенка раннего возраста.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, дети как бы «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты, изображая зайцев, собак, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последователь-ность движений.   В пальчиковых играх появляется возможность  мобилизовать внимание детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Совместные  дейст-вия ребенка и взрослого   позволяют развивать умение подражать взрослому, контролировать выполняемые движения, учат вслуши-ваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, мы разделили их на группы.

  1. Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,

«Шкаф» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу), Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

 «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  1. Театр в руке

 «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальца-пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

свернуть

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить»

Часто родители жалуются логопеду на то, что "ребенок все знает, все понимает, но упорно молчит". "Не хочет говорить" - родительское оправдание молчания ребенка. Или "не считает нужным говорить со мной, просить о чем-либо". И тут важно отметить, что зачастую родители просто не знают, как нужно общаться с ребенком. Данная статья подскажет взрослым, как нужно строить беседу с ребенком таким способом, что бы малыш "захотел" разговаривать с ними.

  1. Поощряйте ребёнка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путём подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребёнка. Убедитесь, что вы говорите все слова чётко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребёнок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

  1. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребёнок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

  1. Не говорите слишком быстро!

Когда ваш ребёнок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботинки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

  1. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

 Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

  1. Читайте ребёнку книги!

Читайте ребёнку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

  1. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребёнка. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

  1. Включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

  1. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

  1. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребёнку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

  1. Исключите любые чрезмерные требования!

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

свернуть

Система организации ранней комплексной помощи в г.Витебске

Интернет-ресурсы:

Шрифт
Тема
Шрифт
Межбуквенное расстояние
Изображения