РУ БЕ EN

Направления работы

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи, трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра в учреждениях дошкольного образования, общего среднего  образования.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА

Цель - оказание своевременной методической и консультативной помощи учителям-дефектологам, работающим в должности не более 3-х лет, по вопросам выявления трудностей в обучении у учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора технологий, форм, методов и средств обучения при реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи обучающимся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

        Задачи:

1. Методическая помощь и поддержка учителям-дефектологам в их работе с обучающимися с ОПФР по вопросам обследования детей, планирования работы с детьми с ОПФР различных нозологических групп, ведения документации, анализа и самоанализа учебных и коррекционных занятий, взаимодействия с педагогами учреждения образования и законными представителями детей с ОПФР.

2. Оказание практической помощи молодым и начинающим специалистам  в овладении педагогическим мастерством.

3. Накопление и систематизация консультативного материала по определенным направлениями деятельности консультативного пункта.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА

1. Консультативную деятельность осуществляют учителя-дефектологи, педагоги-психологи, являющиеся членами психолого-медико-педагогической комиссии, закрепленные приказом директора ЦКРОиР за учреждениями образования, имеющие первую или высшую квалификационную категорию.

2. Работа консультативного пункта проводится в соответствии с планом на текущий учебный год.

3. Консультирование педагогических работников также может осуществляется в ходе методических и аналитических выходов в учреждения образования, при запросе на консультацию непосредственно в ЦКРОиР, в онлайн формате.

4. Форма организации консультаций индивидуальная или групповая.

ПРАВА УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

1. Проводить консультацию в соответствии с предварительной записью и (или)  по графику.

2. Проводить тематические консультации, объединяя специалистов различных учреждений в группы.

2. Изучать предоставленные материалы и документацию, вызывающие трудности в оформлении и ведении у консультируемого.

3. Вносить предложения и рекомендации по работе консультативного пункта.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНСУЛЬТИРУЕМЫХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Права:

1. Иметь информацию о темах консультаций и графике их проведения.

2. Получать качественную консультацию в соответствии с запросом.

3. Вносить предложения по работе консультативного пункта.

Обязанности:

1. Изучать нормативную правовую документацию, регулирующие вопросы обучения и воспитания детей с ОПФР и оказания им коррекционно-педагогической помощи.   

2. Предварительно записываться на консультацию в соответствии с определенным направлением деятельности консультативного пункта.

3. Предоставлять материалы и документацию для анализа по запрашиваемой теме консультации.

4. Повышать профессиональный уровень путем самообразования.

 

Индивидуальные консультации также могут проводятся заместителем директора по предварительной записи.

ТЕЛЕФОН +375255042491

Бобровничая Ирина Викторовна

На индивидуальную консультацию необходимо предоставить материалы и документацию, вызывающие трудности в оформлении и ведении

  1. ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
  2. Зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности государственного ЦКРОиР и на основании заявления их законных представителей.
  3. Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.
  4. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития.

В группы объединяются лица с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста.

В зависимости от характера нарушения развития могут быть сформированы следующие группы для лиц:

  • с нарушениями речи;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Для лиц с аутистическими нарушениями и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показаны индивидуальные коррекционные занятия.

Наполняемость группы составляет 5–6 человек, подгруппы – 2–3 человека.

Коррекционные занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем ЦКРОиР. Периодичность посещения занятий – 2–3 раза в неделю.

  1. Содержание коррекционных занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем ЦКРОиР.
  2. Отчисление обучающихся с особенностями психофизического развития из ЦКРОиР может проводиться в течение года в случае, если нарушение развития исправлено или сформированы компенсаторные способности, приведшие к ослаблению выявленного нарушения развития.
  3. Работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводят педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР с целью социальной адаптации, улучшения качества жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обеспечивающих им максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.
  4. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации.
  5. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания,общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество:

эрготерапевтические мероприятия по подбору и индивидуальной адаптации технических средств социальной реабилитации;

мероприятия по развитию творчества, физической культуры, организации культурного досуга.

Мероприятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляются путем проведения массажа, лечебной физкультуры, гидрокинезотерапии, физиотерапевтических процедур и другого.

 

  1. Работа по физической реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводится инструктором-методистом по физической реабилитации (инструктором по лечебной физкультуре).
  1. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.
  2. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обеспечивают формирование у участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, содействуют предупреждению и преодолению конфликтов между ними, помогают жизненному самоопределению лиц с особенностями психофизического развития и содействуют профилактике у них эмоциональных и поведенческих нарушений.
  3. Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде:
  • психологической коррекции;
  • консультирования;
  • психологической профилактики;
  • психолого-педагогического просвещения.

 

В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения с целью предупреждения или максимального снижения психологического дискомфорта и создания благоприятных условий для их адаптации в новой жизненной ситуации.

  1. Информационно-аналитическая деятельность ЦКРОиР обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
  2. Информационно-аналитическая деятельность направлена на решение следующих задач:
  • создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития в государственных ЦКРОиР;
  • разработку на основании банка данных прогнозов потребности лиц с особенностями психофизического развития в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, оптимизации сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания;
  • сбор, накопление и систематизацию справочных и информационно-аналитических материалов;
  • информационно-просветительскую деятельность по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
  1. ЦКРОиР осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед ЦКРОиР.

Содержание методической деятельности обеспечивает:

  • методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;
  • методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;
  • оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;
  • своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;
  • сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;
  • выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
  1. Методическая деятельность в ЦКРОиР проводится с целью расширения, обогащения профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников ЦКРОиР, а также с целью разработки индивидуальных учебных программ для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, программ ранней комплексной помощи и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.
  2. Методическая деятельность по сопровождению интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования, включает оказание методической помощи педагогическим работникам в вопросах:
  • комплектования и распределения педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания;
  • составления учебных планов специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования на текущий год, определения первоочередных задач коррекции физических и (или) психических нарушений применительно к каждому обучающемуся с особенностями психофизического развития;
  • осуществления динамического наблюдения за познавательным и личностным развитием обучающихся с особенностями психофизического развития в процессе обучения;
  • налаживания эффективного и дружественного взаимодействия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

1. В ЦКРОиР организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками.

2. Консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития проводится:

  • по запросу законного представителя;
  • при возникновении трудностей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками;
  • после завершения реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи или завершения мероприятий по оказанию коррекционно-педагогической помощи;
  • при возникновении проблем относительно перспектив социализации, будущей профессиональной деятельности. 

3. Консультативная деятельность, которая проводится с законными представителями лиц с особенностями психофизического развития, нацелена на повышение их осведомленности об индивидуальных особенностях            обучающихся, гармонизацию детско-родительских отношений в семье, формирование у них готовности к активному участию в работе по оказанию коррекционно-педагогической помощи, а также на повышение  ответственности за воспитание детей.

4. Консультативная деятельность с педагогическими работниками учреждений образования проводится по вопросам выявления трудностей в обучении у воспитанников и учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора  форм, методов и средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.

5. Для руководителей учреждений образования организуются консультации по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, создания адаптивной образовательной среды, необходимой для освоения лицами с особенностями психофизического развития содержания соответствующих их возможностям образовательных программ специального образования, и условий для их социализации и полноценной интеграции в общество.

Целью диагностической деятельности ЦКРОиР г. Витебска является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия).

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  • выписка из медицинских документов;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  • педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

  • изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
  • определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-нормативному развитию;
  • оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
  • определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР, содержащее:

  • описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
  • рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами комиссии.

 

В рамках диагностической деятельности ЦКРОиР с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. По результатам проведенного обследования оформляется заключение ЦКРОиР на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно-педагогической помощи, которое направляется в учреждение дошкольного образования и (или) в учреждение общего среднего образования.

 

Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;

«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам  психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;

«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе  специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;

«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии»

 

Диагностический инструментарий в работе психолого-медико-педагогических комиссий используется в соответствии с Методическими рекомендации по использованию психолого-педагогического инструментария в работе психолого-медико-педагогической комиссии» (№И-08-12/97 от 06.04.2006)

Ранняя комплексная помощь

Интернет-ресурсы: