Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
02.04.2025РЕБЕНОК С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДЕТСКОМ САДУ
Аутизм как таковой - предельное экстремальное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. За последние десятилетия количество детей с РАС заметно возросло, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями, в силу этого требует от современных педагогов умения владеть способами формирования навыков коммуникации и взаимодействия и социального поведения.
У детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих снижение интеллектуальных возможностей и речевые нарушения, связующий канал с внешней средой значительно сужается, что отрицательно сказывается на планомерном спонтанном развитии речи. У них есть проблемы с общением, многие дети вообще не могут говорить. Но это не значит, что они не хотят общаться. Мы общаемся через мимику, через направление взгляда, через положение тела, при помощи жестов. Дети с расстройствами аутистического спектра проявляют разнообразные поведенческие реакции, являющиеся попытками коммуникации.
На начальном этапе они общаются через изменение выражения лица, движение тела, какие-либо звуки, плач, бьют себя по голове, производят аутоагрессивные действия, выражая гнев и т.д. Если такому ребенку нужно внимание взрослого, маловероятно, что он назовет его по имени, скорее всего он будет плакать, кричать, падать на пол, бить себя или другого человека, т.е. будет использовать любые средства. Эти реакции рассматриваются нами как негативное поведение, которое должно быть устранено, в то время как фактически ребенок старается донести до взрослого какое-то свое желание, требование.
Ребенок развивается в процессе общения с взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ребенок вступает в контакт со взрослым потому, что у него для этого есть какой-то мотив. На первоначальном этапе он может быть не осознан, но постепенно формируется мотивация общения, т.е. ребенок действует целенаправленно. Коммуникация позволяет выражать желания, которые могут быть выполнены; посредством коммуникации можно обратить на себя внимание, если в этом есть необходимость; при желании можно также найти себе компанию для общения.
В зависимости от того, используются ли в процессе общения слова, средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.
Вербальные: устная речь; жестовая речь; дактилология; письменная речь (плоско-печатный шрифт, рельефно-точечный шрифт, письмо на ладони, электронные системы).
Невербальные: движения тела, естественные жесты, пантомима; вокализация; предметы (натуральные, миниатюрные, ассоциативные); картинки (фото, цветные, черно-белые); пиктограммы.
Невербальные средства общения имеют определённое значение в коммуникации. Они предвосхищают то, что будет передано вербально, являются «заменителем» слова или целой фразы.
Выбор соответствующих приёмов и средств коммуникации при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра очень важен. Дети имеют разную степень интеллектуальных нарушений, различные навыки, способности и потребности, но каждому ребенку необходимо иметь эффективные пути и средства, чтобы сделать его потребности и желания понятными для других, а тем, в свою очередь, нужны эффективные пути и средства, чтобы сообщить информацию ребенку. Задача взрослых – выбирать из них те, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.
Предметы, фотографии, картинки, символы и пиктограммы – это поддерживающая коммуникация этих детей. Введение этих средств осуществляется дифференцированно и постепенно в зависимости от уровня развития ребенка. Предметы, действия и устная речь должны быть связаны между собой. Это развивает пассивное понимание речи.
Обучение навыкам коммуникации организовывается в системе:
- коммуникация в режимных моментах (кормление, одевание-раздевание, игры и т.д.);
- коммуникация во всех сферах жизни ребенка (в специальном дошкольном учреждении и дома).
В первую очередь в любом учреждении образования для детей с расстройствами аутистического спектра готовится соответствующая образовательная среда с учетом четкой структуризации пространства группы и выделением учебной зоны; зоны отдыха, уединения; игровой зоны.
Для коммуникации с детьми используются различные виды предметных, символьных календарей (планов). Подбор их наполнения соответствует потребностям и возможностям детей.
Предметный календарь (предметный план) составляется по принципу: предмет сигнализирует ребенку о предстоящей деятельности. Он может быть составлен с использованием в качестве символов предметов: натуральных, миниатюрных, ассоциативных.
Предметный календарь представляет собой контейнер в виде коробки с разграниченными неглубокими отделениями. Число отделений может варьироваться от 3 до 9 в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста. Подбирается комплект предметов-символов того или иного вида деятельности.
Основные задачи работы с этим календарем – планирование какой-либо деятельности на определённый отрезок времени, тренировка памяти, накопление и расширение словарного запаса. Вначале работа с календарем носит для ребенка обучающий характер, постепенно по ходу усвоения принципа применения у ребенка появляется возможность обращаться к предметам по требованию педагога, а также самостоятельно использовать предметы в целях коммуникации.
Поэтому формирование навыков коммуникации начинается со структурирования выполнения элементарной деятельности по самообслуживанию, таких ситуаций как «подъем», «одевание», «зарядка», «занятия», «приём пищи», «прогулка», «сон» и т.д., каждая из которых состоит из определённой цепочки действий.
На первой ступени оправданным является составление календаря на первую, а затем на вторую половину дня. Ребенок совместно с педагогом раскладывает предметы-символы в определенной последовательности в коробке.
Например, календарь на первую половину дня:
1) ложка – прием пищи; 2) кубики – занятие; 3) песок – прогулка и т.д.
Педагог вместе с ребенком внимательно обследует предмет-символ, называет его и обозначает жестом, как сам предмет, так и связанную с ним деятельность. Например: «Саша, смотри. Это ложка. Саша будет есть» (слово+жест). После каждого вида деятельности (которая выполняется в строгой последовательности согласно календарю), предметы-символы складываются в специально предназначенную для этого коробку-контейнер, что означает завершенность действия. Ребенок с педагогом, используя устную и жестовую речь, обозначают эту завершенность и переходят к следующей.
В практике работы используется «дробный» календарь этапов деятельности, в котором каждый предмет-символ представляет определённый этап. Например, на этапе «умывание» цепочка деятельности выстраивается в порядке очередности из следующих предметов-символов: мыло, щетка, зубная паста, стаканчик, полотенце. Рядом находится контейнер, обозначающий завершение действий, куда потом убираются предметы.
При положительной динамике использования средств общения, эту работу можно усложнить и разнообразить, заменить предметный календарь на картинный (сначала с использованием фотографий, а затем – предметных картинок). Важно, что на карточках с картинками изображаются те объекты, которые до этого использовались в предметном календаре, точно передавая форму и цвет предмета. Постепенно календарь принимает форму маленького фотоальбома.
Помимо карточек, связанных с режимными моментами, изготавливаются другие. Например, карточка с изображением стаканчика из-под йогурта, с оберткой глазированного сырка, маленькой книжечкой и т.п. Они дают возможность ребенку выбирать. Важно, чтобы ребенок с помощью наглядной опоры (календаря) мог выразить свою просьбу, желание или нежелание.
В обязательном порядке в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра используется календарь природы в картинках, символах, доступных для их понимания.
Работа с календарями разного вида дает следующие результаты:
- успешно опосредует общение между педагогом и ребенком;
- организует поведение ребенка, упорядочивает его деятельность;
- способствует формированию представлений о будущей и законченной деятельности, предстоящих и прошедших событий;
- развивает собственную речь детей в направлении от ситуативной к контекстной.
Важно отметить, что средства коммуникации используются на всех занятиях всеми педагогами в единой системе применительно к каждому конкретному ребенку с расстройствами аутистического спектра.
Использование современного подхода в коррекционной работе с детьми аутизмом обеспечивает индивидуальное развитие ребенка в соответствии с его возможностями, способностями и потребностями.